Что такое блоги?
Вы можете завести личный блог на сайте,
либо постить что-то интересное в тематические группы.

As It Began

As It Began

Хроники и портреты Святого Георгия

http://vk.com//clearik_and_co

As It Began
Редкая прелесть святогеоргиевского прихода заключаетс я в его чувстве локтя и почти утраченной в наше время скоростей и густонаселённости – о б щ и н н о с т и. Ушли в прошлое времена, когда при каждой захудалой деревеньке была своя церквушка, да и батюшка жил тоже где-то неподалёку от неё и к нему в любое время дня и ночи можно было зайти, по соседски, чтобы экстренно исповедаться или попросить совета, благословения… И все жители таким образом были одновременно и соседями и общиной, ибо были прихожанами одной церкви. Сейчас всё чаще в больших городах в большие соборы съедутся люди, незнакомые друг с другом, с разных уголков города, а то и облaсти – объединятся на короткое время в молитве в единый организм под названием ‘’церковь’’ для общего дела – литургии , а потом вновь разъедутся и - нет больше этого единого организма, нет церкви, нет общины в полном её смысле . До следующего воскресения. До нового ‘’съезда’’. Поэтому я благодарен судьбе за то, что живу в таком замечательном миниатюрном и дружном городке, где община не кончается за стенами храма, а выходит за его пределы. Приходишь в храм и видишь там своих друзей, соседей, сослуживцев, одноклассников, (бывает даже давно забытых и потерянных) и радуешься – как домой пришёл. Уходишь из храма – и там то же самое. Придя домой, у себя во дворе, среди прохожих и соседей видишь всё те же родные и знакомые лица – на сей раз кого? На сей раз с точностью до наоборот – сослуживцев, соприхожан… Идёшь с литургии купить по пути домой булку хлеба, оборачиваешься в очереди – глядь, а за тобой к кассе Тамара стоит с такой же булкой хлеба и улыбается. И настроение уже чуть-чуть веселей. Идёшь из магазина, в уже приподнятом настроении, в фотоателье – наксерить поминальных записок для храма, глядь – знакомый подрясник: Александр пришёл новые фотографии распечатывать для приходской стенгазеты. Идёшь, совсем уже воодушевлённый, домой, мимо школы, а на встречу тебе Любовь Викторовна с работы бредёт – домой или в храм. Как всегда грустная. Наверно двойку кому то поставила ( а она, скажу вам по секрету ужасно не любит это делать) приходишь в свой дворик и там среди соседей снова видишь своих, если не сослуживцев, то – соприхожан. И наконец, затемно, под искрящийся в свете фонарей зимний вечер, прогуливаешься вокруг своего дома с алтарником Лёшей и его малышом, и мимо тебя вдруг важно прошелестит машина отца Олега ( бывало и такое), а Лёша, словно невзначай вскинет голову и скажет будничным голосом, как будто ничего замечательного не произошло, – о, батюшка поехал ! - Где? - Да вон! - И правда батюшка, – интересно куда это он так поздно? И вот приходишь, наконец, домой и не поймёшь – то ли ТЫ не покидал ещё прихода, то ли приход ещё не покидал тебя? И каждый в любую минуту готов придти друг другу на помощь. Вот это церковь в истинном её понимании – которая не ограничивается и не кончается за пределами домика из бревенчатых стен. И что бы это чувство общинности нас не покидало – нужно прежде всего чтоб мы не покидали храм. А ещё что бы батюшка не покидал нас как можно дольше. А для этого мы должны если не помогать ему, то хотя бы побольше слушаться и поменьше огорчать, доставляя лишние хлопоты и проблемы. Каждый наш исповеданный грех духовник, подобно кресту несёт от исповедальни до алтаря на своих вовсе не самсоновых плечах. Поэтому не следует забывать, что вне службы – на улице и дома, мы являемся лицом прихода - полноправным и полномочным его представителем в миру, в своём лице и не имеем права его ронять, ибо по нашему будут судить и о лице всего приходa, а в перспективе и о батюшке. Ведь, как говорят, каков поп таков и приход – помните об этой людской психологии всякий раз, когда дома и на улице бес подстрекает вас на публичное безобразие. О том, что всякий раз этим мы добавляем скорбей в копилку духовника. А он по своему смирению никогда не спросит с нас отчёта о нашем поведении вне храма – максимум о поведении в храме. Не скажет ‘’как ты меня подводишь’’ или ‘’как ты меня подставил’’, ‘’ты мне всю кровь выпил чадушко – я не успеваю отвечать на звонки обывателей и епархиального начальства о поведении своих послушников!’’ Нет – просто отпустит грехи, если исповедь была искренней, перед этим с хитро-ласковой полуулыбкой, едва заметной, закатив эдак глаза куда то вверх, словно с кем то там советуясь, прежде чем дать отповедь или слушая подсказку , как получше ответить. Замечали, может, когда-нибудь эту своеобразную манеру?
Ведь как ни крути, а именно он является объединяющей силой этой общины. Исчезни сейчас отец Олег и, вместе с ним разбежится три четверти прихода. Не спорю, в православии считается не очень то правильным привязанность к личности конкретного настоятеля, ибо в храм мы идём к Богу, а не к батюшке. Но давайте смотреть правде в глаза – численность и сплочённость общины напрямую зависит от харизмы того, кто является её объединяющей единицей. Перейди батюшка на другую должность или не дай Бог тяжело заболей и часть перестанет ходить в храм ( что всё-таки оговорюсь в корне не правильно) а часть будет ездить за тридевять земель, не жалея времени, здоровья и денег – туда где ЕСТЬ отец Олег… или кто то похожий. Об этом вполне можно судить и по соседнему Иоанно-предтеченскому приходу, где я не редко бываю и вижу знакомые лица, как наших прихожан в период отсутствия батюшки, так и соседей по городку, мигрировавших туда в течении нескольких лет вместе с отцом Сергием, с тех пор как он перестал служить у нас. Xотя путь вроде и не близкий а свой храм – рукой подать! Ан нет! Когда есть возможность, то идут обычно к своему ведущему – лечащему врачу, знающему весь твой анамнез и особенности физиологии и лишь в крайнем случае – к дежурному.
Начнём с того, что средний и нерадивый батюшка, без таланта руководителя и общественника, просто не соберёт вокруг себя такого числа редких талантов. Соберётся какая-то кучка энтузиастов, побудет какое то время и то большая часть их вскоре рассосётся по другим приходам, где они найдут себе и своим талантам лучшее и более достойное применение и приложение – останутся единицы. Я ничего не скажу о духовных талантах о Олега Шмитова, но талант организатора и просто харизматичной личности, умеющей сплочать вокруг себя неординарных людей вроде С. Лукьянова, А. Ильинского, Л. Водолазской, А. Исауленко, В Фомина В Шичкова и проч и прoч - говорит сам за себя. Конечно храм, это не ‘’домик друзей крокодила Гены’’, и идут туда к Богу, а не к батюшке и не к друзьям или же на поиски оных. Однако это всё равно остаётся его прекрасным и неотъемлемым дополнительным качеством – неприменным бонусом. Я нашёл много более одного, чтоб не сказать - семью... может именно потому, что изначально не искал и не ставил это первоцелью, когда туда шёл - то и получил от Бога такой подарок, как ряд уникальных по своим качествам друзей, до того не имевшихся 30 лет ( О каждом из них нужно рассказывать отдельно и я сделаю это позже в рубрике которую условно назовём портретной галереей святого Георгия или Авиагородка) Если вы будете ставить перед собой такую цель изначально, то не найдёте, конечно, ничего - ни друзей, ни Бога. Поэтому хотя идя в храм люди и не должны иметь привязки к друзьям, служащим и конкретному духовнику, а прежде искать Бога ( тогда и всё остальное, вышеупомянутое, приложится, как сказано в евангелии) но факт есть факт - и идя туда, люди конечно же хотят найти там достойное применение своим умениям и приложение своим рукам во славу Божию и пользу общества рукам, и найдут ли они его или мигрируют в другой приход - как не верти, напрямую зависит от внимательности и организаторского таланта главы этой общины. У нас, и это, памятуя принцип ''каков поп таков и приход'', показатель, много говорящий о самом батюшке - собрался прочный коллектив в котором, кого не возьми – человек уникальных творческих или духовных талантов. Что особенно радует лично меня, так это обилие молодых лиц. И молодёжью храм не перестаёт прирастать постоянно что можно заметить и из контингента нашей группы в ВК. Совсем ещё недавно, (а кое-где и сейчас), это было большой редкостью. Помню как начинался святоГеоргиевский приход в далёком 97г, когда я был одним из первых его ''захожан''. Настоятеля ещё не было, службы не велись, но храм уже был открыт для посещения: Голые стены, полный сумбур, пара подсвечников и две три самых главных иконы и импровизированный, наскоро сколоченый свечной ящик, где можно уже было купить свечку и помолиться, нельзя лишь было ещё подать записку ибо некому ещё было их читать. Прошёл год. состоялось торжественное открытие, но на будничных службах можно было увидеть 4-5 древних бабушек и максимум одного не менее ветхого дедушку или насильно притащенного внука. Такой вот ''стандартный'' церковный контингент. Сразу вспоминается Маяковский с его - ''это церковь - Божий храм, сюда старухи ходят по утрам. Сделали картинку, назвали ''бог'' и ждут чтоб этот бог им помог. Глупые тоже! Картинка им ни чем не поможет ( впечатление такое, что Маяковский был не столько воинствующим атеистом, сколько тайным протестантом-иконоборцем) Минуло 20 лет ( Господи помилуй, какой же я старый!) Храм облагородился, засверкал красотой, благолепием и радующим взор убранством, часть которого появилась прямо при мне за эти недолгие 7 лет - плиточный пол, обновлённые царские врата, новые иконы... Перила, которые мы так долго и упорно пробивали с Георгием Дауровым и, надо отдать ему честь – пробивать начал я, а добил – он и бабушки теперь хоть не скользят. А благодаря нашим приходским золушкам или, как я их называю - старушкам веселушкам - матушкам свечницам Вере, Надежде, Любови, Анне, Нине, Тамаре - на все руки мастерицам (стол к празднику накрыть, гостинцев болящему собрать и с Виктором отправить, подарок и пухлый конверт собрать регенту или алтарнику к именинам или прибавлению в семействе) храм - всегда убран и благоукрашен... Да и чайник всегда в боевой готовности. А главное храм прирос обильной и постоянной общиной, которую не перестают пополнять новые и, что самое отрадное, молодые лица. Это уже не храм в который старухи ходят по утрам - это живой и активный организм Под названием Церковь ( не путать эти понятия!) И не просто приходят, в поисках нового, как это свойственно ветреным, любопытным и пребывающим в перманентном поиске подросткам, а через неделю другую уходят ещё куда нибудь... Нет - именно приходят и остаются, неотъемлемой уже частью общины. Как Владимир, Евгений, Олег, Андрей, Алла и многие другие, пришедшие на моих уже глазах. Обычно церковный контингент это либо зелёные отроки, приведённые родителями или пришедшие из любопытства и в поисках нового, либо люди далеко за 45, уже побитые и покорёженные жизнью, пресытившиеся ей и разочарованные в мирской суете, а то и просто пришедшие от отчаяния. И средняя возростная группа от 15 до 35 как то досадным образом выпадает. Но у нас это к счастью не так. И это несомненно талант руководителя, умеющего привлечь, увлечь, заинтересовать ,заинтриговать ( как поступал он и со мной кстати), просто умеющего говорить с молодёжью на её языке, наконец. Hемалая в том и заслуга нашего активиста, массовика и затейника - дьяка Ильинского и руководителя детской воскресной школы матушки Елены Горюновой. И человек без собственной харизмы и таланта никогда не смог бы в таком количестве собрать вокруг себя и надолго удержать столь большое число неординарных и талантливых людей. Так что пожелаем отцу Олегу здоровья и терпения ( а с нами оно, смею заверить нужно ангельское ) и Божьей помощи для дальнейших праведных трудов. Всем же остальным остаётся пожелать, чтоб это чувство общинности не покидало вас, а вы не забывали дороги к храму - тогда и община и храм сами не покинут вас своей помощью и Божьей благодатью. И, чтоб каждый сегодня унёс кусочeк праздника с собой. В себе. Домой. И там оставил. Аминь

ЖЗЛ: Авиагородок; Святой Георгий; Домодедово

http://vk.com//clearik_and_co

специально для ''Домодедовские Вести'' и приходского листа ''Мир Всем'' 15 10 2013

16:47
Нет комментариев. Ваш будет первым!