РГ: Все три выезда из Москвы на юг заблокировал ремонт дорог

Несогласованность тех, кто ведет сегодня ремонт на трех трассах в южном направлении из Москвы, привела к непробиваемым пробкам. Люди опаздывают на работу, фуры с овощами и фруктами не могут пробиться в столицу. Для объезда нет ни одной альтернативной дороги.

На старом Каширском шоссе, где реконструируют мост, работы ведут по заказу управления автомобильных дорог Московской области «Мосавтодора». Реконструкцию участков на трассе М-4 «Дон» проводит госкомпания «Автодор». На дороге в аэропорт Домодедово (участок с 22-го по 35-й километр от МКАД) заказчиком является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). И начали они свои работы практически одновременно.

Как выяснили корреспонденты «РГ», между этими ведомствами — полное «бездорожье».

«Самые серьезные проблемы мы наблюдаем на М-4 в районе развязки с Каширским шоссе около населенного пункта Ям, — сообщил „РГ“ аналитик сервиса Яндекс.Пробки Леонид Медников. — Здесь заторы образуются даже в будние дни. А уж в „дачные“ часы пик пробки растягиваются более чем на 10 километров». По наблюдениям эксперта, из-за ремонта моста на Каширском шоссе поток машин в область встает на объездных дорогах через Новосъяново и улицу Брестскую на севере Домодедово — здесь пробка может растянуться на несколько километров.

Также объезд пробок в сторону области возможен по трассе к аэропорту Домодедово, откуда через Востряково можно выйти дальше на M-4, напоминает Медников, однако и здесь по вечерам образуются пробки, а вечером в пятницу очередь машин растягивается более чем на 5 километров, перекрывая движение к аэропорту. «Чтобы добраться в Москву и не застрять в пробках на 2 — 4 часа, надо выезжать в будний день в промежутке с 13. 00 до 16. 00. Но таким „льготным расписанием“ могут воспользоваться единицы. А утром, вечером, в выходные дни, когда едут дачники, — столпотворение, — подтвердила „РГ“ выводы аналитика администратор одной из автомоек, жительница города Домодедово Наталья.

Она согласна: дороги надо ремонтировать. Но не понимает, почему это нельзя делать с меньшими неудобствами для людей. Не понимают этого и тысячи автовладельцев, чей маршрут на работу, на отдых, по делам пролегает сегодня по южному направлению.

Дорожники ссылаются на то, что вести ремонт они могут только в теплое время года и по-другому никак не получается. Допустим. Но „Автодор“ начал свои работы на двух участках „Дона“ еще в апреле и мае, на третьем — в июле. На сайте столичного ГИБДД уже в марте появилось объявление для автомобилистов о полном закрытии моста (35-й километр Каширского шоссе) с мая по октябрь. То есть здесь сроки были известны заранее. Однако Росавтодор начал ремонт дороги на Домодедово в августе.

Так что мешало им договориться о сроках работ на достаточно локальной территории московского региона?

Выяснилось, что „Мосавтодор“, работающий на Каширке, как организация, которая находится в подчинении региональных властей, не обязан согласовывать график ремонта с федеральными структурами (Росавтодором и „Автодором“). То есть формально с него взятки гладки. Да, были совещания у дорожников Московской области по этому узлу и там хотели „сделать, как лучше“ — пытались оптимизировать сроки ремонта. Но получилось как всегда...

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Сергей Потапов подтвердил в беседе с „РГ“: „Проблема координации здесь возникла недавно (“Автодор» был создан не более двух лет назад, — прим. ред.). Над ней достаточно много работает и Москва, и Московская область, и Росавтодор с федеральной сетью дорог". Этим летом глава столицы Сергей Собянин подписал распоряжение о создании совместно с правительством РФ некоммерческой организации «Дирекция Московского транспортного узла». Она-то, как говорится в документе, и должна повысить уровень координации дорожников. Но пока этот спасительный орган не заработал, идет его формирование.

Что касается координации федеральных дорожников, то здесь тоже формально все тип-топ. Госкомпания «Автодор», сообщил Потапов, под эгидой минтранса согласовывает все виды работ, их сроки, стоимость. В самой госкомпании уточнили, что согласовывается только финансовый план, в зависимости от него определяется количество ремонтируемых объектов. А вот сроки «Автодор» устанавливает сам.

Все дорожники в один голос уверяют, что не могли перенести ремонт на другое время.

По словам Сергея Потапова, на «Дону» «с 27-го по 71-й километр ведутся ремонты двух мостов и одного путепровода с сужением движения до трех полос. Эти объекты требуют капитального ремонта. В прошлом году была проведена дешевая реконструкция участка, за счет широкой разделительной полосы построили еще по одной полосе в ту и другую сторону. А мосты старые, рассчитанные на четыре полосы, а не шесть, как сейчас. Реконструкция мостов по технологии ведется не меньше 7 — 8 месяцев. Гидратация бетона просто не позволяет сократить сроки. Что касается моста на Каширке, то там тоже, по словам дорожников, ситуация патовая. Ремонт здесь назрел давно, но долгие годы дорожники лишь латали дыры. И года не проходит, как мост через Пахру возвращается в прежнее ямообразное состояние.

На дороге в аэропорт Домодедово идет замена верхнего слоя полотна, то есть асфальта. „Если этого не сделать сейчас, то в той колее, которая там образовалась, осенью будет лед и из-за этого концентрация ДТП на этом участке“, — объяснил срочность работ Потапов.

Но почему именно перед учебным годом, когда многие возвращаются с детьми с отдыха на юге, фуры везут в Москву поспевшие овощи и фрукты, дорожники стали менять асфальт? По словам Потапова, замена асфальта на этом участке не была в плане. Там предполагается широкомасштабная реконструкция, проект ее уже готов. Когда же провели диагностику дороги, увидели, что полотно в плачевном состоянии. Тогда и приняли решение провести быстрый ремонт за счет экономии средств с других объектов. Но сначала надо было провести конкурс среди подрядчиков, эта процедура заняла полтора месяца.

Впрочем, проблемы на дороге в Домодедово должны закончиться уже через неделю. В Росавтодоре „РГ“ заверили, что ремонт завершится до 5 сентября. Плюс к этому его ведут в основном ночью, в часы, согласованные с аэропортом, когда снижается поток пассажиров. Как объяснил Потапов, снятие верхнего слоя асфальта проводится днем, тоже по согласованию с аэропортом Домодедово. А укладка нового с 22 часов вечера до семи утра.

Но, увы, „Автодор“ последовать этому примеру не может. В компании пояснили, что цементобетон требует 28 суток, чтобы набрать прочность. И работы с ним в это время проводить нельзя. И привели аналогию с ремонтом в квартире: залив полы стяжкой, вы должны оставить на несколько дней в покое. Иначе поверхность будет неровной. Что касается ремонта мостов и путепроводов на 26-м, 29-м и 32-м участках, то там ведется не просто замена полотна. Здесь идут комплексные работы по ремонту сооружений: с них убирается вся дорожная одежда. Остаются балки. А поскольку они поперечные, работы должны проводиться сразу по всей длине. Здесь невозможно ремонтировать одну полосу, оставляя другую открытой для проезда. Пускать движение по такому мосту — это обрекать автомобилистов на верную гибель, предупреждают в „Автодоре“.

Впрочем, ночной ремонт тоже не решает всех проблем. К нему немало вопросов накопилось у дальнобойщиков, доставляющих в Москву негабаритные и тяжеловесные грузы свыше семи тонн. Как известно, в столицу такие грузы разрешено ввозить строго с 22 до 7 часов утра. В Подмосковье, напротив, таким машинам не разрешается перемещаться по ночам. По словам руководителя представительства Ассоциации международных перевозчиков в Центральном федеральном округе Сергея Баклицкого, чуть ли не по каждой фуре приходится прокладывать маршруты, согласовывая графики. Летом же в связи с реконструкцией дорог обстановка еще больше накаляется, ставит под угрозу срыва перевозки. „А каждый час простоя фуры стоит 20 долларов“, — просит не забывать Баклицкий.

Как поняли из бесед с дорожниками корреспонденты „РГ“, обязательность альтернативных объездов при ремонте не предусмотрена. „Если есть возможность указать объездную дорогу, то в паспорте ремонтных работ, который вывешивается на щите у дороги, он указывается. Участник дорожного движения уже сам выбирает и время, и маршрут“, — сказал Сергей Потапов. Но и со щитами не все ладно. На 26-м километре „Дона“ он есть, где дана информация о подрядчике и сроках ремонта. А на 29-м километре его до сих пор нет. На 32-м километре был, но с ошибкой в наименовании заказчика. Его сняли и теперь переделывают. Правда, обещали оперативно исправить ситуацию. Что же мы имеем в сухом остатке? Да ничего. Есть дорожники, которым надо вести ремонт, а есть проблемы автомобилистов. И между ними тоже „бездорожье“.

Как решить проблему?

Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов „Свобода выбора“:

— Во многих странах сегодня во время ремонта дорог принято использовать компьютерные математические программы, которые позволяют рассчитывать и моделировать последствия перекрытия трасс.

Учитывается изменение трафика движения как на прилегающих территориях — близлежащих переулках, улицах и кварталах, так и по „цепочке“ на общефедеральных, региональных и муниципальных дорогах. Соответственно, прогнозируется, какими потерями времени и денег это обернется для автомобилистов и как варьировать графики и объемы работ, чтобы причинять наименьшие потери потребителям.

Важно то, что в странах ЕС такие расчеты включаются в смету дорожных работ. Причем составляют ничтожную часть стоимости. Если бы такую математику применяли в России, то случаев, как сейчас на выезде из Москвы в южном направлении, не возникало. Не было бы и прошлогоднего коллапса в Москве при ремонте трассы в аэропорт Шереметьево.

В России наука готова предложить аналогичный инструментарий, инновационные программы. Знаю, в Московском автодорожном институте этим занимались, но все осталось невостребованным — существующий разрыв между наукой и практикой очень велик. Зато любые дорожные работы воспринимаются в обществе как суровая, объективная реальность, которую невозможно изменить. Уверяю вас, можно! В других странах фирмы, ремонтирующие дороги, находятся в прямой финансовой зависимости от тех потерь, которые несут пользователи дорог, — платят штрафы за простои, пробки, нарушение трафика. И поэтому стараются минимизировать неудобства для автомобилистов. А в России не платят даже компенсацию пассажирам, опоздавшим на самолеты по вине дорожников.

Нельзя, конечно, обязать использовать прогрессивные технологии. Но механизмы экономического воздействия вводить надо. Потому что если ни местная власть, ни заказчик работ рублем не наказаны, то проблемы как были, так и останутся. В любом случае все это надо регулировать федеральным законодательством.

Источник: Российская Газета.

Авторы материала глубже погрузились в вопрос в сравнении с предыдущим материалом, где РГ советовала добираться в аэропорт через старую Каширку. Но некоторые моменты всё равно настораживают, как то информация о том, что ремонт Портовки закончится 5 сентября (до сих пор все источники называли 1 октября, и эта дата представляется весьма оптимистичной).
04:22
Нет комментариев. Ваш будет первым!