Свастика. Самый противоречивый символ.

В сознании большинства населения нашей планеты, свастика ассоциируется с человеконенавистническим режимом Гитлера и ужасами нацистской Германии. Целью этой статьи является искоренение дурной репутации древнейшего священного символа.

Свастика, в переводе с санскрита (древнего литературного языка Индии, на котором написаны памятники Ведической цивилизации — Веды), означает — символ счастья (санскр. свасти — пожелание благополучия, удачи, счастья и ка — знак ). Свастика олицетворяет нравственную характеристику: движение по Солнцу — добро, против Солнца — зло. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил и создание препятствия для прохода высших сил; направление движения отдает предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу в материи. Известны и другие значения свастики: четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре времени года, движение вихря, колесо сансары, четыре ступени существования, соединение мужского и женского начал, гармония и равновесие, начало и конец.

Сакральный солярный символ свастики, символизирующий вечный круговорот, встречается у многих народов по всему миру: Индия, Древняя Русь, Китай, Армения, Древний Египет, государство Майя в центральной Америке, поселения индейцев в северной Америке – и это, далеко не полная география мест на нашей планете, где встречается изображение свастики.



Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». Также это символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды. Её изображение кладут на сердца посвящённых после их смерти. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.


Статуя Будды (Индия)


Храм Ганеши (Индия)

В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетия до нашей эры.


Фрагмент коврового узора народов Северного Кавказа (цветная репродукция)

В Западной Европе была известна кельтам. Изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырех сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения. Был известен также этрускам. В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест. Согласно Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа. Согласно Оссендовскому, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии.

Этот священный символ, был широко распространён у древних славян – наследников величественной Ведической цивилизации. Как уже было сказано, свастика — символ Солнца, удачи, счастья, созидания («правильная» свастика). И, соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, «ночное Солнце» у древних русичей. Как видно из древних орнаментов, в частности на кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима, применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл. День сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть — и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому, в древности не было «плохих» и «хороших» свастик — они воспринимались в единстве, как гармоничный символ Природы.
Известно множество названий свастики на Руси: «ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «врашенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодошенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район).
Самое распространённое название — коловорот, коловрат (коло — древнерусское название Солнца, а врат – вращение, возвращение). Сакральный символ встречается практически на всех предметах русского искусства: вышивка, в резьба и роспись по дереву, на оружии, в бытовой утвари, на поясах, полотенцах, подзорах, прялках, рубелях, коробьях-скрынях (сундуках), ювелирных украшениях и т.д.
В национальном русском костюме коловрат-свастика был главным и, практически, единственным орнаментом вплоть до первой половины XX века.


Вышивка на полотенце. Калужская губ., Жиздринский у., Плохинская волость, д. Никитское. XIX век



Вышивка



Вышивка



Музей деревянного зодчества в Великом Новгороде.


После принятия христианства на Руси, которое явило собой форму религиозного синкретизма (сочетания элементов народной традиции славян и традиционного христианства), свастика не была забыта. Её изображение встречается на старых иконах, она используется в оформлении храмов:


Икона Иисуса Христа



Увеличенный фрагмент иконы Божией Матери «Державной». Из храма во имя Казанской иконы божией матери, Коломенское, Москва.

В древнейшем русском православном Храме — Софийском соборе города Киева, построенным еще Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся коловратов-свастик и прямых крестов:


Алтарь. Мозаика.


Алтарь. Мозаика.


Алтарь. Мозаика.



Крест на храме в селе Веденье. Ярославская обл.



Сельское кладбище во Владимирской области, кресты.



Свастика была изображена на некоторых деньгах Временного правительства и на некоторых денежных знаках большевиков, имевших хождение с 1918 по 1922 годы:


Герб России на деньгах Временного правительства.



250 рублей реверс. В центре и на цифрах изображена свастика.



1000 рублей 1918 реверс. Фон состоит из сплошного узора свастик.



5000 рублей 1918 аверс.



10 000 рублей 1918 — самая крупная купюра России в 1918 году. Три свастики слева направо.


В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой РСФСР внутри:

12:04
Нет комментариев. Ваш будет первым!