Биржевые торги сами по себе не стабилизируют цены на авиатопливо

Одно лишь введение биржевых торгов авиационным керосином не приведет к укреплению стабильности поставок авиатоплива, считают эксперты. Опрошенные 10 июня ИА «РосФинКом» аналитики отметили, что без развития в России рынка авиатоплива, создания необходимого количества игроков и конкуренции между ними нельзя коренным образом изменить сложившуюся систему поставок конечному покупателю авиакеросина по завышенным ценам.

10 июня вице-премьер РФ Сергей Иванов назвал организацию торгов керосином на бирже одним из механизмов, способных остановить рост цен на это топливо. По его словам, в настоящее время до 70% стоимости билета составляют расходы на керосин, который российским авиаперевозчикам поставляют три-четыре компании.

С 1 июня стоимость тонны авиакеросина в московских аэропортах выросла на 13% и превысила 36 тыс. руб. Рост вызван увеличением отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах, которые уравнивают цену на внутреннем рынке России с мировыми котировками.

Это уже четвертое повышение за год, а общий рост с начала года, по данным аэропорта Домодедово, составил около 36%. До этого поставщики поднимали цену 5 мая — на 12,3%. По оценке Росавиации, с начала года стоимость авиакеросина выросла на 70%. С учетом скачка цен на авиатопливо на 30% осенью 2007 г. менее чем за год его стоимость фактически удвоилась.

В случае открытия торгов на бирже будет выставлена лишь незначительная часть топлива, остальное будут продолжать поставлять авиакомпаниям топливно-заправочные комплексы (ТЗК) аэропортов, заметил аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников. Он напомнил, что в настоящее время деятельность ТЗК, принадлежащих нефтяным компаниям и, соответственно, ценообразование на рынке авиатоплива никак не регулируются государством. Таченников не исключил возможности, что после начала торгов Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение об установлении определенного уровня цен на продаваемый керосин.

Говоря о том, что при введении биржевой продажи топлива у авиакомпаний появляются возможности хеджировать свои ценовые риски, аналитик «Открытия» отметил, что в нынешних условиях нестабильности рынка это может обернуться для авиаперевозчиков и проблемами. Если хеджирование рисков было произведено с учетом одной цены, а через полгода она станет намного ниже, то эта сделка для авиакомпании окажется неконкурентоспособной.

Между тем начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БрокерКредитСервис» Максим Шеин считает вполне оправданным монополизм аэропортовых ТЗК. Это, по его словам, является гарантией стабильных поставок авиатоплива перевозчикам. «Зачем в нынешних условиях идти покупателю на биржу, если гораздо проще заключить договоры о стабильных поставках керосина, например на один-три года, с НК „ЛУКОЙЛ“, ОАО „Сургутнефтегаз“ или НК „Роснефть“?» — отметил он. А хеджировать риски, по мнению аналитика, можно сейчас и на западных биржах.

Шеин подчеркнул, что покупателям авиакеросина будет выгодно участвовать в торгах в России, если цена на этот товар на бирже будет ниже, чем у нефтекомпаний, а условия поставок — выгодней. По его мнению, государство могло бы этого добиться, либо заставив компании продавать топливо на бирже, либо введя для них ряд льгот, например налоговых. Однако на рынке сейчас действует слишком мало игроков — нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов, чтобы эти меры оказались эффективными, сказал Шеин. По его словам, никто не поедет с Дальнего Востока в Москву за керосином, если может купить его у поставщика в Тюмени или Омске. Поэтому, полагает аналитик, изменить ситуацию в системе поставок и определения цен на топливо для российских авиакомпаний можно, лишь развивая рынок этих услуг, увеличивая количество игроков и создавая конкурентные условия.

(по материалам Росинформ.ру)

По теме можно почитать также подробное интервью с Евгением Островским, генеральным директором ООО «Торговый дом „Топливное обеспечение аэропортов“ о формировании и состоянии рынка авиационного топлива в России.
21:25
Нет комментариев. Ваш будет первым!